Новости

Наши новости

НЕВЕЖЕСТВО НА САМОМ ВЫСОКОМ УРОВНЕ

На прошлой неделе масштабная экспроприация Творческих мастерских Союза Художников ПМР, о необходимости которой весь год говорили в кулуарах Госадминистрации Тирасполя, блистательно завершилась.

Художники были изгнаны взашей из помещений, где 30 лет они создавали имидж Приднестровской Молдавской Республики (далее ПМР). Картины, эскизы и материалы были вывезены и свалены в кучи по подвалам, сараям и гаражам. Акт вандализма был оправдан и узаконен решением Арбитражного суда. Решение вступило в силу, и для художников окраины Русского мира реально наступил конец света.

Перспектива невостребованности художественного творчества, безнадежность и бессмысленность дальнейшей борьбы за право создавать культурные ценности на родной земле, крушение доверия к власти, физическое и моральное истощение, подавило художественную элиту Республики.

Что сказать, ситуация отвратительная, пугающая своим невежеством на самом высоком уровне.

В чем же провинились эти несчастные перед городом?! Вы не поверите, тем, что много лет они создавали культурные ценности в творческих мастерских, предоставленных им в пользование на безвозмездной основе.

Новая власть решительно пресекла былую вольницу и лишила художников рабочих помещений, методом рейдерского захвата. Рассудив со своей колокольни, что в ситуации, когда малообеспеченные граждане Приднестровья со времен СССР безнадежно ждут очереди на жилье, художники не имеют морального права «жировать» и бездарно использовать помещения Творческих мастерских в корыстных целях.

И решила власть изгнать «торговцев из храма». Из-за полной правовой безграмотности художников, дело это оказалось совсем нетрудным. Их как слепых котят обвели вокруг пальцев.

Немного истории

Творческие мастерские были спроектированы и построены по спецзаказу бывшего, но канувшего в лету государства рабочих и крестьян, и переданы молдавским правительством Тираспольскому филиалу Союза Художников МССР на безвозмездной основе.

В то время Молдавия остро нуждалась в квалифицированных творческих кадрах. Настоящих художников готовили только крупнейшие культурные центры необъятной страны, и все они были востребованы. Сами же специалисты перебираться в провинцию не торопились. Заманить их оказалось делом архисложным. Тогда-то и встал вопрос о программе государственной поддержки талантов, конкретно, о необходимости создать им такие условия для творчества, которые навсегда привязали бы их к этой земле.

Творческие мастерские проектировались адресно, исходя из потребностей скульпторов и живописцев. Целый этаж жилого дома был построен с таким расчетом, чтобы в помещениях было много света и пространства, поскольку монументальные полотна и скульптуры не выносят тесноты. Выпускники столичных и республиканских вузов, по приезду, получали не только ключи от квартир, но и (что особенно важно) идеальные условия для продолжения художественного творчества. Так формировалась творческая элита будущего Приднестровья.

Не секрет, что после начала небезызвестных событий, расколовших сначала Советский Союз, а затем Молдову, лучшие представители творческих профессий покинули эти края, не выдержав лишений. Остались те, кто искренне желал независимости. И все бы ничего, да только с каждым годом жить становилось все труднее и труднее.

В те времена острый дефицит терзал экономику. Исключение составляли только деньги. Их было вдоволь. Банковская система медленно, но верно входила в коллапс. Кошельки и портмоне люди повыбрасывали за ненадобностью. Зарплату получали сумками и пластиковыми пакетами: миллионами и миллиардами, прямо в банковских упаковках. И, чтобы не нервировать продавцов пересчетами пятерок и трояков, граждане за хлеб и за соль расплачивались прямо нераспакованными пачками. Веселая была жизнь.

Сберечь художников для Республики было непросто. В девяносто четвертом году молодое государство простило им 80% долгов за аренду творческих мастерских. А еще через двадцать лет уже нынешнее руководство обвинила их в крохоборстве и иждивенчестве, припомнив все, даже прощеный долг. Однако продолжим.

После самоопределения ПМР дотации из Кишинева прекратились сами собой, и остро встал вопрос о культуре. Не имея ни гроша за душой, но понимая необходимость хоть как-то упорядочить взаимоотношения с властью, художники самоорганизовались в Творческий Союз. Ни о каких учредителях и меценатах вопрос не стоял вообще. Материальная база у Союза отсутствовала. Раздел государственной собственности не планировался. В этих условиях учредителями СХ ПМР стали сами художники, по сути, уровняв себя с комбедами (Комитетами бедноты).

Первый президент Приднестровья, Ю.И. Смирнов, кто бы, что бы о нем сегодня ни говорил, человеком был незаурядным, и к культуре испытывал сострадание: вникал в ее проблемы и, по мере возможности, помогал, причем бескорыстно. Всегда.

Художники никогда не занимались сутяжничеством, и попрошайничать стыдились. Прямых конфликтов или непримиримых противоречий с властью, Союз не имел. Власти сочувствовали художникам, ибо понимали — с безлошадных взять нечего, да и совесть не позволяла. Поладили миром: мастерские отдали в безвозмездное пользование лет на пять, а с администрацией предложили расплачиваться бартером — картинами.

Бартер устраивал обе стороны. Картины предназначались для почетных гостей ПМР: дипломатов, бизнесменов, госчиновников. Известно, что в приличном обществе VIP-персонам принято дарить не деньги в конвертах, а что-нибудь эдакое, картины, например, с соответствующим сюжетом, как напоминание о приятно проведенном времени на берегу Днестра.

Все течет, все меняется

На смену старой власти пришла новая и, как водится, экономическая ситуация в Республике резко ухудшилась. Старый договор о пользовании мастерскими на безвозмездной основе, нового главу городской администрации А.И. Безбабченко никак устроить не мог. Помещение нехилое — 400 квадратных метров. Велик соблазн, воспользоваться ситуацией. И вообще, Зачем художникам такие мастерские?! Пусть сидят себе дома и творят на коленках.

Заманчивая перспектива передела собственности будоражила воображение хозяйственников и напрочь срывала с катушек. И мнились прожекты один прекраснее другого. Но для того, чтобы сказку сделать былью, понадобился новый договор, на сливочном масле, с обязательной формулировкой об аренде (что очень важно!), чтобы на законном основании выставить Союзу Художников неподъемный счет, с гарантией его неуплаты, или выставить вон. Как повезет. И пошло-поехало…

Председателю СХ ПМР, П.И. Китаеву стали выламывать руки всем административным хороводом: то ласками, то сказками, клятвенно заверяя последнего, непременно назначить спонсоров, чтобы покрыть не только аренду, но и невесть откуда взявшийся долг, и даже коммунальные услуги. И будет вам, граждане, счастье! Сказать — не сделать.

После очередного визита в муниципалитет, Председатель сломался и подписал договор на кабальных условиях. О своих обещаниях власти забыли. И, по истечении срока, установленного законодательством, Союзу вручили повестку, явиться в суд для рассмотрения дела, о погашении просрочки платежа за аренду мастерских. В противном случае, договор подлежал расторжению по инициативе администрации. Кто бы сомневался!

Муниципалитет мнил себя поборником справедливости — белом и пушистым, а Союз нахлебником, поджигателем и злостным нарушителем санитарных норм — гадким и несносным. Правда, точку зрения муниципалитета разделяли не все. Но это детали.

Художники к такому развороту оказались не готовы. По наивности, они все еще верили в справедливость, в ту самую, о которой остальные фигуранты дела и думать забыли. Союз гудел как растревоженный улей и просил ТВ организовать круглый стол для обнародования и публичного обсуждения факта отъема рабочих помещений. До круглого стола дело не дошло. Вместо открытой дискуссии власти устроили образцово-показательный рейд Городского общественного совета с выездом к месту конфликта, в простонародье, НАЕЗД.

В назначенный час уполномоченные лица и представители ТВ прибыли к месту событий. Цель была одна: убедить общественность, что пятнадцати членам Союза Художников мастерские площадью в 400 квадратных метров не нужны.

Дело техники

Неважно, какую картинку снимет оператор, важно, что скажет голос за кадром. И голос сказал так, что перед глазами Республики, в картинках, Союз Художников предстал, как некой собирательный образ барыги, вандала и расхитителя жилищного фонда. К слову, жилищным фордом мастерские не были никогда.

Народ олицетворяли чиновники и должностные лица, имевшие весьма отдаленное представление об организации творческого процесса. Но им объяснили: казна пуста, многодетные семьи бедствуют, и надо что-то делать. Сделали. ПУБЛИЧНО ОСУДИЛИ расхитителей бюджета, якобы задолжавших муниципалитету более 400 тысяч рублей ПМР. В число осужденных вошли трое народных, пятеро заслуженных художников ПМР и семеро членов СХ ПМР не имевших званий.

Две с половиной минуты эфирного времени, оказалось, достаточным. Для большей убедительности сюжет прокатили трижды, чтобы гарантировано втемяшить с голову простого обывателя: кто в доме хозяин, а кто врага народа.

Мнения художников, как водится, спросить забыли. Для затравки дали слово заведующей детским садом — даме, приятной во всех отношениях. Даме не понравилось наличие вещей в мастерской, с ее точки зрения, посторонних, которые ей лично не импонировали. Никого искусства там она не увидела, и вообще мастерская, по ее мнению, должна выглядеть иначе. Как именно, дама не пояснила. Спасибо тебе, добрая женщина.

Допускаю, что редактор слегка обрезал ее выступление. Так или иначе, но героиня предстала перед зрителем в образе киски после визита к английской королеве, которая на вопрос Роберта Бернса что та «видала при дворе», сообщила о мышке на ковре. Понятное дело, для персонала детского сада нет ничего важнее порядка, строго регламентированного инструкцией. Но причем здесь художники?

В поддержку представителя дошкольного образования, редактор пустил в эфир видеоряд с места событий. Жертвой просвещения был назначен скульптор Виктор Ткаченко, точнее, его мастерская. Скульптор известен как автор мемориальной доски Н.С. Аронецкой на фасаде Приднестровского театра драмы и комедии, и монумента «Скорбящая» на Мемориале Славы.

Ничего криминального в этом видео ряде я не увидела. Однако за кадром прозвучало достаточно. Согласна, мастерская скульптора, не методический кабинет образцово-показательного детского сада. Обычная творческая кухня человека, работающего с глиной, арматурой и прочими материалами, далекими от эстетики. Коробки с красками, многочисленные баночки с растворителями, мольберт, бумага, неудачные эскизы, профиля для подрамников, куски картона на полу, тряпки, вытирать руки, образцы незаконченных работ на стенах и горы книг по истории и по искусству. В центре — глиняная модель, обвязанная тряпками, объект пристального внимания оператора.

Только за тряпками он не увидел главного — технологии. Для тех, кто не знает: скульптура, над которой работает мастер, создается долго и не в пластилине. Она в графических эскизах и в глине: в масштабе и в натуральную величину. А глина имеет свойство, ссыхаться за ночь.

Чтобы судить об искусстве, господа, надобно хоть иногда книжки читать, например, сколько и как именно работала скульптор Вера Мухина над своими шедеврами, и как, покидая мастерскую, обвязывала она мокрой мешковиной рабочие модели, чтобы утром вернуться и продолжить ваять.

Известно ли вам, сколько бессонных ночей Виктор Ткаченко провел в своей мастерской, чтобы успеть закончить к сроку скульптуру «Скорбящая». Вот тогда в его мастерской и появился топчан с подушкой. И обедать, надо полагать, он ходил не в ресторан, где «кушать подано-с».

Ай-ай-ай, Виктор Павлович! Нехорошо на рабочем месте есть всухомятку. Неправильно.

Да за что же вы, господа, мастера-то так — мордой об стол?!

Надежда Максимовна в своей любви к искусству была не одинока. Н.И. Давыденко, начальник управления муниципального имущества Госадминистрации, тоже не упустил случая, вставить свое лыко в строку. С точностью до запятой, как опытный бухгалтер, подсчитал он доход с продаж картин в Художественном салоне за 2013-14 годы, упрекнув мастеров в сокрытии дополнительных доходов. Браво, Никита Иванович!

А вы в закон заглянуть не потрудились, когда устанавливали в ставку подоходного налога на продажу произведений искусств? Там ведь черным по белому написано, что создание произведений в области литературы и искусства является не дополнительным, а основным источником доходов творческого работника, независимо от того, осуществляется ли деятельность данного работника на основе трудового договора и (или) гражданско-правового договора (абз. 2 ст. 3 Закон « О творческих работниках и творческих союзах»). Так что о дополнительных доходах лучше было бы помолчать.

Что до Председателя Общественного совета, то господин В.А. Истратий, факта изъятия мастерских не подтвердил... но и не опроверг. Сказал, как отрезал, типа: «Утром деньги — вечером стулья. Но деньги вперед», и точка.

Призвание

Для Союза художников Творческие мастерские — это не вопрос денег. Это вопрос жизни и смерти. Для тех, кто не в курсе, поясняю. Мастерская это не просто работа, потеряв которую можно найти другую. Это место, где у художника проходит жизнь: от зари до зари. Мастерская для него не второй дом, а первый.

Художник покидает ее только по причине отсутствия солнечного света, и никак иначе. Формально, идет домой, но, фактически, чтобы пережить ночь и вернуться обратно. Он точно знает, что будет писать завтра и через месяц. Он работает не с девяти до шести, а сутками. Даже занимаясь другими делами, думать он будет только о своей картине. Это и есть творчество.

Когда-то я написала эссе, где довольно подробно рассмотрела сущностные различия между обычной рутинной работой и творческой деятельностью. Кого заинтересует, читайте здесь (www.proza.ru – "Культура, как она есть (Лидия Слетова) / Проза.ру")

От себя добавлю, художник не пишет по шаблону и не повторяет. Он мучительно создает новые формы. Ищет их в глубине сознания и воспроизводит в материале разными способами, преодолевая сопротивление последнего.

Творец — единица штучная. По статистике, на десять тысяч приходится один. Остальные девять тысяч девятьсот девяносто девять повторяют то, что задал творец — доводят до автоматизма одни и те же операции.

Каждая работа художника индивидуальна и не имеет аналога в мире. Художник — не кустарь-одиночка, и коммерсант из него никудышный. Перед ним иные задачи: наполнить среду образцами. Все, что нас окружает — одежда, марки автомобилей, баннеры, имидж операционных систем, реклама, детские игрушки и фантики, шрифты и этикетки, шторы, почетные грамоты, гербы и прочая государственная символику, и даже деньги — есть результат его творческого труда. Художник создает идеальный мир предметов, совокупность которых составляет цивилизацию. И не надо ему мешать.

Но вернемся к нашим гусям.

Инсайд

Чтобы понять, почему приднестровский художник не в состоянии оплачивать аренду в размере 80 у.е., нужно раскрыть инсайд; размер его заработной платы. В наших краях ставка преподавателя художественной школы чуть более 225 у.е. В данное время она урезана на треть (читать Указ Президента). Те, кто живет на пенсию — имеют свою законную сотню у.е. на все про все. Ну, и как вам эти доходы?! Прочие заработки художника носят условно-эпизодический характер.

У каждого творца в загашнике есть законченные и незаконченные работы, их называют «некоммерческими». Написаны они в традиционной реалистической манере, к слову сказать, крайне востребованной на европейском рынке художественных ценностей. Но в Европу нашим реалистам путь заказан, по причине крайней нужды.

Союз художников ПМР неоднократно поднимал вопрос об организации выставок-продаж, но эти начинания успеха не имели. Союзу не отказывали, но картины не продавали. От потенциальных покупателей отбояривались якобы запретом самих художников.

Для этого, мол, есть Салон и открытая площадка близь памятника Суворову на площади Конституции. Но туда живописцы не идут, поскольку торговому менеджменту не обучены. И еще, художникам жаль своих картин, красочный слой которых не выдерживает солнечного экстрима.

В сложившейся ситуации, гуманнее было бы художников просто пристрелить, а не устраивать им маяту с оплатой мастерских ради торжества справедливости.

Об аренде

Об этом прискорбном термине власти вспомнили отнюдь не случайно. Арендой аккуратно заменили нежелательный и крайне неудобный термин «в безвозмездное пользование», и назначили за нее цену, практически неподъемную— 250 у.е. — чем насмерть перепугали Союз и его членов. В конце концов, аренду скосили до 80 у.е. Но и это не помогло.

Художники встали на дыбы — чиновники уперлись. «Аренда» им была ой как нужна, поскольку именно она давал право на судебное разрешение конфликта. Загвоздка в том, что органы местного самоуправления по закону предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в ПОЛЬЗОВАНИЕ или АРЕНДУ помещения для СТУДИЙ и МАСТЕРСКИХ, необходимых для творческой деятельности (ст. 42 Закона «О культуре»). Согласись муниципалитет с доводами Союза, и конфликт интересов был бы исчерпан.

А вот статья 633 ГК ПМР «Об аренде» в пункте пятом, напротив, допускала возможность, «в случае существенного (в том числе неоднократного) нарушения арендатором сроков внесения арендной платы, потребовать досрочного расторжения договора, если иное не предусмотрено законом».

Иное законом «О культуре» как раз-таки предусмотрено (см. выше). Но об это администраторы умолчали и рекомендовали художникам обратиться к адвокату, который оказался тем еще гусем! На первое судебное заседание он припоздал, а на следующие четыре благоразумно не явился.

В перерывах между заседаниями Председатель СХ пытался достучаться до спецпредставителя РФ по Приднестровью Д.О. Рогозина и до руководителя автономной некоммерческой организации «Евразийская интеграция» Н.П. Морозова, — занять денег. Но там его отшили строго по протоколу, сообщив, что помогут, но только обратиться нужно на правительственном уровне. А Министр иностранных дел ПМР, госпожа Н.В. Штански, на просьбу замолвить словечко перед высокими персонами, отфутболила ходоков обратно в муниципалитет.

От пережитого позора у художников опустились руки и, получив решение суда, они даже не стали подавать на апелляцию. Просто перестали картины писать.

Что бы там не планировали власти, но мифические средства от аренды, они не получат и не направят в художественные школы Республики. «Я планов наших люблю громадье», а если платить нечем, тогда что?



О форме собственности

По слухам, Госадминистрация Тирасполя выводит помещения Творческих мастерских из категории государственной собственности в муниципальную, точнее, в жилой фонд. Давайте рассмотрим эту позицию с точки зрения законодательства.

Не факт, что многодетные семьи получат жилье.

Во-первых, объекты культурного назначения, независимо от их ведомственной подчиненности, находятся в государственной собственности ПМР (абз. 2 ст. 37 Закона «О культуре»). Жилье же к таковым не относится. Жилье приватизировать можно, а объекты нет.

Во-вторых, изъятые объекты культурного назначения могут быть использованы только на нужды культуры, и никак иначе. Таков закон. Желаете его обойти, господа?

В-третьих, Госадминистрация не государство, а его исполнительный орган, не наделенный правом законодательных инициатив. Исполнительная власть обязана исполнять законы государства, а не редактировать их, исходя из соображений сиюминутной целесообразности. Пересматривать законы — функция парламента.

В-четвертых, проект художественных мастерских создавался не для удовлетворения жилищных потребностей многодетных семей. Многодетным нужна квартира просторная, многокомнатная, а не однушка с антресолями под потолком, высотой в 5 метров. Такую зимой не протопишь. Опять же дети будут болеть, если дети вообще для кого-то имеют значение. А летом из четырех окон солнце будет палить так, что мало не покажется.

Есть еще и в-пятых. Это малоимущие ветераны войны, труда и инвалиды. О них принято говорить с почтением. Предлагать им пятый этаж без лифта, это издевательство.

Как мне видится, мастерские подлатают и спустят с молотка.

Подведем неутешительные итоги

Прежде всего, разрешите поздравить вас, господин А.И. Безбабченко как главу Госадминистрации Тирасполя с оглушительной победой над Союзом Художников ПМР, признавшим свою полную и безоговорочную капитуляцию. Народ должен знать в лицо своих героев.

Допускаю, что вам статья не понравится. Допускаю, что в вашем окружении найдутся знатоки, убежденные в том, что наши художники особой ценности для общества не представляют. Думаю, художники даже согласятся с ними, ибо нет среди критиков более беспощадных к собственным работам, чем их творцы.

Напоследок хочу рассказать поучительную историю из жизни отца всех времен и народов.

Поучительная история

Узнав однажды, что по статистике на сто отснятых художественных фильмов приходятся всего лишь одиннадцать шедевров, товарищ Сталин решил профинансировать только одиннадцать кинолент самых маститых советских режиссеров. А через год выяснилось, что из одиннадцати кинолент только одну можно с натяжкой назвать шедевром. Со статистикой не поспоришь. И Сталин, как человек неглупый, дал делу обратный ход. Кинорежиссеры стали снимать так, как делали это до запрета, и еще через год в кинопрокат вышли одиннадцать новых шедевров светской кинематографии.

Отсюда вывод: настоящие шедевры рождаются не в чистом поле, а там, где они востребованы, и где есть для этого культурный слой. У художников не все работы становятся культурными ценностями. Достаточно проходящих, в которых они совершают свои маленькие открытия. Такие картины тоже нужны. Чем больше художников, тем интереснее их работы в совокупности. Каждому есть, чему поучиться, даже у начинающих. Художники открыты к общению.

Чаще всего это происходит в творческих мастерских. Но больше этого не произойдет. И в этом лично ваша заслуга, господин А.И. Безбабченко.



Лидия Слетова


Искусствовед, писатель

http://trueinform.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=37538

Подробнее


Открытое письмо

Открытое письмо

Уважаемый Евгений Васильевич!

Обращаемся к Вам от имени членов Союза художников Приднестровья, арендующих творческие мастерские по ул.К.Либкнехта, 197.

Спасите наши творческие мастерские!!!

Изначально цена аренды творческих мастерских, предлагаемая гос. администрацией Тирасполя была неподъёмной для художников. И позже, когда цена арендной платы была снижена, до 30 % (в среднем 900 рублей в месяц за одну мастерскую, или 25 рублей за 1 м. кв.) она всё равно остается непосильной.

Как можно платить за аренду 900-1100 руб. в месяц (в зависимости от площади мастерской) плюс оплата коммунальных услуг, при пенсиях 1300-1700 руб. и зарплатах 1300-2500 руб. Именно пенсионеры (8 из 15 художников арендующих мастерские) члены Союза художников СССР, Российской федерации, и Украины, заслуженные деятели искусств, народные художники, своей деятельностью в Республике и за рубежом, вносят неоценимый вклад в развитие культуры Приднестровья и признания нашей Республики на международном уровне.

При названных суммах пенсии невозможно оплачивать аренду мастерских, поскольку из своих более скромных пенсий они буквально по крохам, собирают сумму, которая хоть по самому минимуму позволяет художнику выезжать по приглашениям на выставки за пределы Республики.

До подписания договора, недобросовестные «посредники» сначала обещали найти спонсоров для оплаты аренды, главное – подписать, но как только он был подписан посредники исчезли. Складывается впечатление, что с самого начала это была продуманная акция для смены назначения этих помещений. Художник не может творить без мастерской, она для него жизненно необходима! Это его второй дом. Потеря мастерских грозит развалом Союза художников.

Пренебрежительное отношение к изобразительному искусству зачёркивает те многолетние усилия по созданию системы непрерывного художественного образования в нашей республике. Союз сохраняет традиции русской реалистической школы и противодействует всяким западным течениям, проповедующим культ зла и насилия, и стремящихся лишить нас исторической памяти и традиций.

Союз художников Приднестровья - это заключительное (и чрезвычайно важное) звено в системе непрерывного художественного образования, с такими трудностями созданной в нашей республике. Может нашему, социально ориентированному государству не нужен Союз художников?

На всех международных выставках и форумах Приднестровье выгодно отличается своей самобытностью. О нас заговорили, как о Республике со своей культурой и неповторимыми историческими корнями.

Невозможность справедливого подписания договора аренды с Государственной администрацией г. Тирасполя разрушит всю эту систему, лишит того, к чему раньше стремились целые поколения зрелых и молодых художников.

Нас обвиняют, что «Договор о безвозмездном пользовании», который у нас был подписан ранее на аренду 10-ти мастерских, разорил государство. Но никто не говорит о том, сколько бесплатных выставок было проведено, в скольких странах побывали художники с выставками, поддерживая положительный имидж нашего государства за свой счёт, не взяв у государства, ни копейки. В нашей республике, государственных закупок произведений изобразительного искусства нет, грантов, как в других странах, тоже нет. Профессиональное изобразительное искусство – это не прибыльное дело. Поэтому во всём мире оно может существовать лишь при поддержке государства. Это общемировая практика. Наличие профессионального искусства, признак самодостаточности государства. Даже в Гагаузии, Молдове и Украине мастерские переданы художникам бесплатно, некоторые даже переданы в их собственность.

Мы ни в коем случае не хотим разорить государство, но договор, который подписан, не оставляет нам ни единого шанса на выживание.

Понимая сложную ситуацию в Республике, мы не просим о безвозмездной аренде, но считаем, что оплата за аренду должна быть адекватной нашим зарплатам и пенсиям, и заключаться с каждым членом Союза художников Приднестровья индивидуально, по ходатайству Союза художников Приднестровья.

Уважаемый Евгений Васильевич, мы вынуждены обратиться к Вам с открытым письмом. Нами были направлены в Ваш адрес письма № 22 от 13.06.14., письмо группы художников от 25.09.14. и №40 от 29.09.14., № 47 от 18.11.14. года. Но до сих пор мы не получили ни одного ответа на наши письма. Долги по оплате за аренду растут. 26 января в Арбитражном суде ПМР состоится последнее рассмотрение иска с рассмотрением нашего дела, и взимании накопившегося долга за аренду с момента подписания договора. Вы последняя надежда, и только в Ваших силах сохранить творческие мастерские Союза художников, построенные в 1984г. по специальному проекту для художников. Просим Вас пересмотреть вопрос об аренде творческих мастерских со всеми заинтересованными сторонами. Потеря мастерских и развал Союза художников Приднестровья, негативно скажутся не только на позитивном образе нашего города, как столицы Республики, но и всего нашего государства.

Подробнее


"МАСТЕРА АКВАРЕЛИ" В ВЫСТАВОЧНОМ ЦЕНТРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ.

20 января 2015 года в Выставочном центре Союза художников состоится открытие выставки "МАСТЕРА АКВАРЕЛИ",которая познакомит петербургских зрителей с лучшими произведениями современных акварелистов всего мира.
В выставке принимает участие заведующий кафедрой ДПИ, доцент, член Совета Союза художников ПМР, Отличный работник культуры ПМР, Заслуженный художник ПМР Игорь Петрович Мосийчук представивший на выставке 6 акварелей.
"МАСТЕРА АКВАРЕЛИ" В ВЫСТАВОЧНОМ ЦЕНТРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ.

Подробнее


Приднестровские мастера кисти на "большой земле".

Богата талантами земля приднестровская - художниками, актерами, спортсменами, музыкантами. Да только так сложилось, увы, что признание наши таланты чаще получают за пределами республики, в других странах, ведь у нас культуре, искусству и спорту уделяется слишком мало внимания, а помощь оказывается по остаточному принципу. А ведь развитие этих сфер человеческой деятельности, в первую очередь, служит на пользу самому Приднестровью - благодаря нашим людям, сумевшим реализовать свой потенциал, заявить о себе и най¬ти почитателей своего таланта в разных уголках мира.

Прежде всего, это касается наших художников и скульпторов, вынужденных жить по старому, но вовсе не доброму принципу: «Художник должен быть голодным». Не самая обеспеченная часть общества, вынужденная работать в достаточно непростых условиях, мастера кисти и резца прилагают все возможные усилия, чтобы о них заговорили за рубежом - о них и о республике, которую они представляют. Как правило, за свой счет они выезжают на международные выставки, по итогам которых выпускаются буклеты с иллюстрациями пред¬ставленных работ, в них под фамилиями наших авторов указывается и их страна проживания - а именно, Приднестровье. Отдельные работы становятся украшением зарубежных музеев и частных коллекций, а фамилии их авторов узнаваемыми и почитаемыми.
Правда, бывают и приятные исключения. Так, 15 июля в Рыбнице состоялось подведение итогов конкурса эскизных проектов на памятник (Мемориальный комплекс) защитникам Приднестровья, погибшим в 1992 году, участникам войны в Афганистане и участникам ликвидации аварии на ЧАЭС, который планируется устано-вить в этом городе. В конкурсе принимали участие как наши, так и российские мастера, но жюри все же предпочло проект местных авто¬ров - рыбницких скульпторов, преподавателей кафедры декоративно-прикладного искусства Рыбницкого филиала ПГУ им.Т.Г. Шевченко Игоря Мосийчука и Алексея Покусинского.
А вот приднестровские мастера кисти, члены Союзов Художников ПМР и РФ, Александр Савко и чета Анаит и Валерий Куличенко подтвержда¬ют устойчивую тенденцию получать признание вне родной земли. Как говорит председатель СХ ПМР, заслуженный художник республики - Павел Китаев, «получается какой-то парадокс: россий¬ские скульпторы делают у нас в республике скульптуры, а наши творцы работают в России, и там получают известность».
Куличенко пода¬рили Царицынскому комплексу три больших гобелена, созданных в по-следнее время: «Холокост» (120x120 см), «Между сном и реальностью» (117x114 см) и «Достижения цивилизации» (120x120 см).
«Этот музей - основа основ, и попасть туда - большая честь для каждого художника. Мы могли участвовать в этой выставке, поскольку мы также члены Союза Художников России, - объясняет Анаит Куличенко.
- О нас там знают, так как мы частые участники московских выставок, были у нас и персональные выставки, также нас приглашали на прямой эфир московского телеканала «Доверие». За короткий срок - 5 лет мы приобрели там поклонников, и это очень важно для нас. И пусть по¬литика при этом не затрагивается, но каждый раз подчеркивается, что мы -народные художники из Приднестровья, а не Молдовы.
«Мы раньше постоянно ездили в Рос¬сию и никогда ни у кого не просили денег на дорогу - из каждой пенсии откладывали небольшую сумму и удавалось скопить на поездку, - говорит художница. - Но предстоящую поездку, затраты на которую значительно возросли из-за необходимости лететь на самолете, боюсь, наш несчастный пенсионный фонд не вытянет... И это очень обидно...».
К сожалению, этот «пенсионный фонд» семьи не могут пополнить и средства от продажи работ супругов: гобелен, да и вообще художествен¬ное творчество - живопись, графика, в жанре которых также работают Куличенко, у нас оценивается де¬шево, да и покупается редко, и большинство своих работ художники просто дарят - городу, республике. А найдется ли тот, кто подарит нашим творцам шанс еще раз зарекомендо¬вать себя на международном уровне?
На мероприятиях, связанных с московской художественной сценой, Савко обозначают уже как россий¬ского художника, но он не желает отрываться от корней и каждый раз напоминает ценителям искусства, что он также и приднестровский творец, и с утверждением, что родина его по¬теряла, категорически не согласен. «Ни в коем случае не хочу себя ни с кем сравнивать, - подчеркивает он, - но, в свое время говорили, что Тирасполь, Приднестровье начала ХХ века потеряло Ларионова. Но оно его не теряло. Благодаря тому, что он плотно работал, как говорится, в «бурлящей лаборатории» Москвы, он и добился таких больших результатов и вышел на международную арену. Ему не приходилось тратить время на объяснение своих художественных экспериментов, его понимали с полуслова, с полунамека, и он мог спокойно работать. А теперь он яв¬ляется украшением лучших галерей мира, и при этом никто не забывает, что он - приднестровский талант, и Тирасполь им по праву гордится. Был бы он так же признан, работай он здесь, в Приднестровье?».
В частности, 3 работы нашего художника А. Савко приобрела Третьяковская галерея, 3 гобелена четы А.и В. Куличенко-дар тираспольских художников россиянам - украшают Царицынский историко-архитектур-ный, художественный и ландшафтный музей.
«Анаит и Валерий - народные художники Приднестровья, - рас¬сказывает Китаев. - Они окончили высшее художественное училище - Мухинское, в Ленинграде, там же они познакомились и поженились, и им, как молодой семье, предложили работать в Тирасполе. Конечно, пере¬ехав сюда, они очень высоко подняли планку художественного мастерства в нашей республике. Можно сказать, что они стояли у истоков становления местной художественной школы».
Но при всех заслугах супругов Куличенко в Приднестровье, все же с большим трепетом и внима¬нием к ним относятся в России. И приглашение четы в 2011 году на Первую Международную выставку современного гобелена в Царицыно, а потом и просьба Царицынского исторического комплекса о пере¬даче им в дар нескольких гобеленов наших художников как подтверждение того факта, что наша республика состоялась. И что особенно приятно: раньше, при подготовке экспликаций для выставки или каталогов с работами Союз Художников России нам в этом отказывал, т.к. ПМР - непризнанная республика, а теперь вот - нет».
Сейчас, спустя 3 года, тираспольчане приглашены на Вторую международную выставку современ¬ного гобелена, за последний год уже подготовлены и две работы к этой выставке, которые нигде раньше не показывались - таково обязатель¬ное условие. Но состоится ли эта желанная как для наших мастеров, так и для приглашающей стороны по¬ездка, очень большой вопрос. Одним из главных препятствий для участия в выставке сейчас стала дорога в Россию: из-за ситуации в Украине путь на поезде через эту страну для приднестровцев с российскими паспортами заказан, и единственная возможность - перелет из Кишинева на Москву, а это, как известно, до¬рогое удовольствие. Сложны и тамо¬женные процедуры при перевозке произведений искусства.
Анаит волнуется, что собрать необходимую для поездки сумму два приднестровских пенсионера попросту не смогут, ведь деньги нужны и на дорогу и на проживание.
Тираспольский художник, ра¬ботающий в стиле, сочетающем постмодернизм и поп-арт, Алек¬сандр Савко не стал ждать с моря погоды, в смысле, пока у нас обернутся к искусству лицом. Уже около 14-ти лет он живет и работает в Москве, а его работы
успешно путешествуют по Германии, Австрии, Финляндии, Эстонии, крупным городам России и пополняют собрания различных галерей, в том числе и Третьяковки.
«В Третьяковской галерее находится часть моей графической серии «Геноцид телепузиков в фашистской Германии» - это постмодернистская фантасмагория, серия из 12 листов, где на бумаге в технике «шелкография» способом двухцветной печати напечатаны псевдо-фотодокументы»,-рассказывает нашей газете заглянувший на несколько дней на родину мастер. Как раз от Третьяковской галереи эту серию возили очень много по разным городам России и Западной Европы - от Берлина до Волги.
Кроме этого, в Третьяковке находится работа мастера из серии «Новые русские сказки».
Чтобы таланты не «уплывали за рубеж», творческим людям надо помо-гать. Какие бы потрясения, кризисы, проблемы не сотрясали общество, культура, художественное искусство, музыка всегда оставались нерушимыми ценностями, спасающими людей, сохраняющими их душу. Так было во все времена, во всех государствах. И наше время, наша республика - не исключение. Это должны понимать на государственном уровне и прилагать максимум усилий для развития и поддержки людей, благодаря которым о маленькой республике узнают на «большой земле».

«профсоюзные вести» № 28(1124) Жанна Мязина


Подробнее


Выставка Союза художников Приднестровья посвященная 30 летию творческих мастерских Союза художников под названием "мастерская +мастерство =искусство".

Сегодня 16 июня в выставочном зале Детской художественной школы имени А.Ф.Фойницкого состоялось открытие выставки Союза художников Приднестровья посвященной 30 летию творческих мастерских Союза художников.

Подробнее


Работы доцента, заведующего кафедрой декоративно-прикладного искусства, заслуженного художника ПМР, члена Союза художников ПМР Мосийчука Игоря Петровича, представлены на мировой выставке акварели.

Сегодня, 11 июня, в Галерее современного искусства столицы Таиланда открывается мировая выставка акварели. Мероприятие организовано департаментом современного искусства и культуры министерства культуры Таиланда и Ассоциацией таиландских мастеров акварели с целью привлечения внимания к акварели и пропаганды этой сложной и тонкой техники живописи.
Данный проект позволит создать новое пространство для художников-акварелистов и укрепить сотрудничество между творческими сообществами художников разных стран мира, даст возможность авторам проявить свой творческий потенциал, а также поделиться опытом и повысить свое мастерство и технику.
В выставке представлены работы лучших современных мастеров акварели из 33 стран Европы, Азии и США. Среди участников выставки - Константин Стерхов, Елена Базанова, Igor Sava, Илья Ибряев, Анна Иванова, Michał Jasiewicz, Pablo Rubén López Sanz, Janine Gallizia, Mark Mehaffey, Thomas W Schaller, Peto Poghosyan, Robert Wade, Yuko Nagayama, Atanur Dogan, Jansen Chow, Abe Toshiyuki, Joe Dowden, John Salminen, Александр Зыбин, Phang Chew, Ramesh Jhawar, Mary Whyte,Keiko Tanabe, Masato Watanabe, Chin Lung Huang, Rabia Eğriboyunoğlu,Laurin McCracken, Stanislaw Zoladz, Stan Miller, Frank Webb, Linda Baker и многие прекрасные художники.
Среди работ – два пейзажа, написанные заведующим кафедрой декоративно-прикладного искусства Рыбницкого филиала ПГУ им. Т. Шевченко, членом Союза художников ПМР, заслуженным художником ПМР Игорем Мосийчуком.
«В ответ на любезное приглашение Управление Современного Искусства и культуры Министерства Культуры Тайланда, отосланы две акварели для участия во «Всемирной Акварельной выставке в Тайланде. Ознакомиться с красотой приднестровской природы, отраженной в этих работах, смогут как жители, так и гости теплого Тайланда, но участие в представительной выставке, участники которой – мастера мировой акварели – большая честь», - сказал Игорь Мосийчук.
Выставка продлится по 20 июля.

Подробнее



Назад Вперед
Наверх