Приднестровские мастера кисти на "большой земле".


Богата талантами земля приднестровская - художниками, актерами, спортсменами, музыкантами. Да только так сложилось, увы, что признание наши таланты чаще получают за пределами республики, в других странах, ведь у нас культуре, искусству и спорту уделяется слишком мало внимания, а помощь оказывается по остаточному принципу. А ведь развитие этих сфер человеческой деятельности, в первую очередь, служит на пользу самому Приднестровью - благодаря нашим людям, сумевшим реализовать свой потенциал, заявить о себе и най¬ти почитателей своего таланта в разных уголках мира.

Прежде всего, это касается наших художников и скульпторов, вынужденных жить по старому, но вовсе не доброму принципу: «Художник должен быть голодным». Не самая обеспеченная часть общества, вынужденная работать в достаточно непростых условиях, мастера кисти и резца прилагают все возможные усилия, чтобы о них заговорили за рубежом - о них и о республике, которую они представляют. Как правило, за свой счет они выезжают на международные выставки, по итогам которых выпускаются буклеты с иллюстрациями пред¬ставленных работ, в них под фамилиями наших авторов указывается и их страна проживания - а именно, Приднестровье. Отдельные работы становятся украшением зарубежных музеев и частных коллекций, а фамилии их авторов узнаваемыми и почитаемыми.
Правда, бывают и приятные исключения. Так, 15 июля в Рыбнице состоялось подведение итогов конкурса эскизных проектов на памятник (Мемориальный комплекс) защитникам Приднестровья, погибшим в 1992 году, участникам войны в Афганистане и участникам ликвидации аварии на ЧАЭС, который планируется устано-вить в этом городе. В конкурсе принимали участие как наши, так и российские мастера, но жюри все же предпочло проект местных авто¬ров - рыбницких скульпторов, преподавателей кафедры декоративно-прикладного искусства Рыбницкого филиала ПГУ им.Т.Г. Шевченко Игоря Мосийчука и Алексея Покусинского.
А вот приднестровские мастера кисти, члены Союзов Художников ПМР и РФ, Александр Савко и чета Анаит и Валерий Куличенко подтвержда¬ют устойчивую тенденцию получать признание вне родной земли. Как говорит председатель СХ ПМР, заслуженный художник республики - Павел Китаев, «получается какой-то парадокс: россий¬ские скульпторы делают у нас в республике скульптуры, а наши творцы работают в России, и там получают известность».
Куличенко пода¬рили Царицынскому комплексу три больших гобелена, созданных в по-следнее время: «Холокост» (120x120 см), «Между сном и реальностью» (117x114 см) и «Достижения цивилизации» (120x120 см).
«Этот музей - основа основ, и попасть туда - большая честь для каждого художника. Мы могли участвовать в этой выставке, поскольку мы также члены Союза Художников России, - объясняет Анаит Куличенко.
- О нас там знают, так как мы частые участники московских выставок, были у нас и персональные выставки, также нас приглашали на прямой эфир московского телеканала «Доверие». За короткий срок - 5 лет мы приобрели там поклонников, и это очень важно для нас. И пусть по¬литика при этом не затрагивается, но каждый раз подчеркивается, что мы -народные художники из Приднестровья, а не Молдовы.
«Мы раньше постоянно ездили в Рос¬сию и никогда ни у кого не просили денег на дорогу - из каждой пенсии откладывали небольшую сумму и удавалось скопить на поездку, - говорит художница. - Но предстоящую поездку, затраты на которую значительно возросли из-за необходимости лететь на самолете, боюсь, наш несчастный пенсионный фонд не вытянет... И это очень обидно...».
К сожалению, этот «пенсионный фонд» семьи не могут пополнить и средства от продажи работ супругов: гобелен, да и вообще художествен¬ное творчество - живопись, графика, в жанре которых также работают Куличенко, у нас оценивается де¬шево, да и покупается редко, и большинство своих работ художники просто дарят - городу, республике. А найдется ли тот, кто подарит нашим творцам шанс еще раз зарекомендо¬вать себя на международном уровне?
На мероприятиях, связанных с московской художественной сценой, Савко обозначают уже как россий¬ского художника, но он не желает отрываться от корней и каждый раз напоминает ценителям искусства, что он также и приднестровский творец, и с утверждением, что родина его по¬теряла, категорически не согласен. «Ни в коем случае не хочу себя ни с кем сравнивать, - подчеркивает он, - но, в свое время говорили, что Тирасполь, Приднестровье начала ХХ века потеряло Ларионова. Но оно его не теряло. Благодаря тому, что он плотно работал, как говорится, в «бурлящей лаборатории» Москвы, он и добился таких больших результатов и вышел на международную арену. Ему не приходилось тратить время на объяснение своих художественных экспериментов, его понимали с полуслова, с полунамека, и он мог спокойно работать. А теперь он яв¬ляется украшением лучших галерей мира, и при этом никто не забывает, что он - приднестровский талант, и Тирасполь им по праву гордится. Был бы он так же признан, работай он здесь, в Приднестровье?».
В частности, 3 работы нашего художника А. Савко приобрела Третьяковская галерея, 3 гобелена четы А.и В. Куличенко-дар тираспольских художников россиянам - украшают Царицынский историко-архитектур-ный, художественный и ландшафтный музей.
«Анаит и Валерий - народные художники Приднестровья, - рас¬сказывает Китаев. - Они окончили высшее художественное училище - Мухинское, в Ленинграде, там же они познакомились и поженились, и им, как молодой семье, предложили работать в Тирасполе. Конечно, пере¬ехав сюда, они очень высоко подняли планку художественного мастерства в нашей республике. Можно сказать, что они стояли у истоков становления местной художественной школы».
Но при всех заслугах супругов Куличенко в Приднестровье, все же с большим трепетом и внима¬нием к ним относятся в России. И приглашение четы в 2011 году на Первую Международную выставку современного гобелена в Царицыно, а потом и просьба Царицынского исторического комплекса о пере¬даче им в дар нескольких гобеленов наших художников как подтверждение того факта, что наша республика состоялась. И что особенно приятно: раньше, при подготовке экспликаций для выставки или каталогов с работами Союз Художников России нам в этом отказывал, т.к. ПМР - непризнанная республика, а теперь вот - нет».
Сейчас, спустя 3 года, тираспольчане приглашены на Вторую международную выставку современ¬ного гобелена, за последний год уже подготовлены и две работы к этой выставке, которые нигде раньше не показывались - таково обязатель¬ное условие. Но состоится ли эта желанная как для наших мастеров, так и для приглашающей стороны по¬ездка, очень большой вопрос. Одним из главных препятствий для участия в выставке сейчас стала дорога в Россию: из-за ситуации в Украине путь на поезде через эту страну для приднестровцев с российскими паспортами заказан, и единственная возможность - перелет из Кишинева на Москву, а это, как известно, до¬рогое удовольствие. Сложны и тамо¬женные процедуры при перевозке произведений искусства.
Анаит волнуется, что собрать необходимую для поездки сумму два приднестровских пенсионера попросту не смогут, ведь деньги нужны и на дорогу и на проживание.
Тираспольский художник, ра¬ботающий в стиле, сочетающем постмодернизм и поп-арт, Алек¬сандр Савко не стал ждать с моря погоды, в смысле, пока у нас обернутся к искусству лицом. Уже около 14-ти лет он живет и работает в Москве, а его работы
успешно путешествуют по Германии, Австрии, Финляндии, Эстонии, крупным городам России и пополняют собрания различных галерей, в том числе и Третьяковки.
«В Третьяковской галерее находится часть моей графической серии «Геноцид телепузиков в фашистской Германии» - это постмодернистская фантасмагория, серия из 12 листов, где на бумаге в технике «шелкография» способом двухцветной печати напечатаны псевдо-фотодокументы»,-рассказывает нашей газете заглянувший на несколько дней на родину мастер. Как раз от Третьяковской галереи эту серию возили очень много по разным городам России и Западной Европы - от Берлина до Волги.
Кроме этого, в Третьяковке находится работа мастера из серии «Новые русские сказки».
Чтобы таланты не «уплывали за рубеж», творческим людям надо помо-гать. Какие бы потрясения, кризисы, проблемы не сотрясали общество, культура, художественное искусство, музыка всегда оставались нерушимыми ценностями, спасающими людей, сохраняющими их душу. Так было во все времена, во всех государствах. И наше время, наша республика - не исключение. Это должны понимать на государственном уровне и прилагать максимум усилий для развития и поддержки людей, благодаря которым о маленькой республике узнают на «большой земле».

«профсоюзные вести» № 28(1124) Жанна Мязина