Письмо Президенту Приднестровской Молдавской Республики от Союза художников Приднестровья


Уважаемый Евгений Васильевич!
Мы вынуждены, обратится к Вам публично по животрепещущей теме отчуждения творческих мастерских Союза художников Приднестровья находящихся по адресу ул. К. Либкнехта, №197 Государственной администрацией города. Считая, что вопрос Государственной важности мы послали письма с описанием проблемы Вам и в Республиканские органы:
Председателю Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики М.П. Бурле;
Председателю Правительства Приднестровской Молдавской Республики Т.М. Туранской;
Начальнику Государственной службы по культуре при Президенте ПМР М.А. Кырмыз;
Однако ни одна из этих служб не отреагировала на это обращение. Еще раз кратко сформулируем суть вопроса.
Дом по ул. К. Либкнехта, №197 единственный в Приднестровье, где мастерские построены по специальному проекту для художников города в 1984-ом году. Союз художников предоставил эти мастерские достойным художникам, которые вносят значительный вклад в культуру нашей Республики.
В настоящее время в мастерских работают:
Народные художники Приднестровья – Анаит и Валерий Куличенко;
Заслуженные художники Приднестровья В.П. Ткаченко; Ю.И. Салко; В.И. Рудяга; Е.Ф. Иовица; П.И. Китаев; В.И. Радованов.
Отличные работники культуры ПМР – Татьяна и Владимир Шума; О.Д. Герасименко; А.А. Салко; Г.Н. Спицын; О.В. Болтнев;
Молодой перспективный художник ПМР Н. А. Пономаренко.
Мы считаем, что вопрос о мастерских лежит не в плоскости администрация города – художник, и в ответе на вопрос: «что художник сделал для города». Вопрос стоит в плоскости Республика – Союз художников, и в ответе на вопросы: что художники делают для Республики и, следовательно, нужны ли нашему государству художники.
Госадминистрация города Тирасполя в лице главы города А. И. Безбабченко предлагают новый договор аренды творческих мастерских по средней оплате в 125 у. е. в месяц для одной мастерской, плюс коммунальные платежи. У художников нет возможности оплачивать такую аренду. Скажем прямо: у художников, по сути, отбирают мастерские.
Недобросовестные сотрудники аппарата администрации города снабдили А. И. Безбабченко ложными данными о доходах дочернего предприятия Союза художников «Художественного салона»по улице 25-го октября. По данным из налоговой доход этого предприятия составил 457 тысяч рублей по итогам 2013 года. В данном контексте может сложиться мнение, что речь идет о прибыли салона, а на самом деле это цифры их товарооборота. Реальные цифры такие: валовой доход 91552 рубля после выплаты всех налогов и платежей заработная плата сотрудников составила 45716 рублей в год - это 3800 рублей на трех человек в месяц.
Как мы видим Художественный салон находится в тяжелой ситуации выживания на современном рынке. Отсюда видно, что оплатить аренду за счет прибыли художественного салона невозможно. Следовательно, каждый художник должен платить свои собственные деньги за использование мастерской. Администрация ставит вопрос об упорядочении и заключения с Союзом художников аренды. Союз художников не против упорядочения, но цели мастерских не коммерческие, а творческие и предложенные условия равносильны выселению, так как невыполнимы.
Общественный совет города Тирасполя во главе с В. В. Истратий посетили творческие мастерские. Художники рассказывали о проблеме, показывали творческие работы, объясняли суть проблемы, велась телевизионная съемка. Через несколько дней по Республиканскому телевидению прошел сюжет, который представил Союз художников в отвратительном свете. Создается впечатление совершенно заказной передачи.
Во первых: «Ежегодно из-за халатности Союза город недополучал 397 тысяч рублей.» о какой халатности идет речь. Союз художников выполнял все договорные обязательства.
Во вторых: «в 1984 года это помещение было сдано Союзу в аренду. На протяжении 10 лет художники творили искусство, но вот про оплату почему-то забывали.» - наглая ложь, Союз художников образован в 1993 году.
В третьих: выступление члена Общественного Совета Надежды Комисаренко, заведующей МДОУ № 29: «Мы увидели там не мастерскую, а вот личные вещи, это, конечно, не импонирует художнику. Хотя меня сегодня представители Союза художников убеждают в том, что эти люди творят невероятное искусство, но я сегодня этого не увидела». Результат работы художника можно увидеть не в мастерской, а в музеях, выставочных залах, галереях. В частности, в мастерской, которая произвела впечатление на Надежду Комисаренко, Заслуженный художник ПМР Ткаченко Виктор Павлович создал в 2010 году, центральную фигуру Скорбящей Матери на Мемориале Славы города Тирасполя. Это произведение стало визитной карточкой Тирасполя, а его художественную и воспитательную ценность уже давно оценили все жители и гости города и Республики. Создание произведений, такого масштаба сопряжено с затратой больших физических и эмоциональных сил мастера. Художник проводит в мастерской не один день, поэтому, разве можно его упрекнуть в наличии там личных вещей первой необходимости. Для справки, выполняя эту работу на производственной базе Республики художник сэкономил государству около 15-20 тысяч у. е.
В четвертых: «Антисанитарные условия и несоблюдение элементарных правил пожарной безопасности». Общественный совет города Тирасполя посетил восемь мастерских, из которых только в одной были недостатки, о которых говорится в сюжете.
В пятых: хотя художники давали интервью, высказывая свою точку зрения, их мнение не было представлено. Сюжет о творческих мастерских был подан однобоко.
Дотирование культуры является общепринятой практикой во многих странах. На это художники всегда отвечали активным участием не только в жизни столицы, но и нашей Республики, являясь участниками престижных Международных выставок и симпозиумов. Художники Приднестровья ведут активную творческую деятельность. Это участие в Республиканских, международных выставках в стране и за рубежом. Ежегодно проводится 8-10 персональных выставок только в столице.
Международная деятельность Союза художников, прежде всего, выражается в организации и участии в международных проектах: это симпозиумы, выставки в странах ближнего и дальнего зарубежья – это Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Польша, Болгария, Германия и др. Являясь посланниками нашей республики, при этом выполняют очень важную миссию по созданию положительного имиджа нашего государства.

Уважаемый Евгений Васильевич, если Вам небезразлична судьба изобразительного искусства Приднестровья, просим Вас остановить процесс отчуждения творческих мастерских у Союза художников